Лфк при кашле для детей смотреть

Лфк при кашле для детей смотреть

Дыхательная гимнастика от кашля, комплекс упражнений для всей семьи

Дыхательная гимнастика от кашля – комплекс физических упражнений, направленных на улучшение дренажной функции трахеобронхиального дерева. Соответствующий метод используется для усиления эффективности традиционного медикаментозного лечения больных, страдающих от нарушений функции респираторной системы. Дыхательная гимнастика при кашле может применяться в любом возрасте, что обуславливает востребованность указанного оздоровления.

Необходимость дыхательной гимнастики при кашле

Дыхание – жизненно важный процесс для любого существа. Кашель – распространенный симптом, который нарушает соответствующую функцию и доставляет пациенту много дискомфорта. Дыхательная гимнастика ускоряет устранение признака при условии правильного выполнения базовых упражнений.

Механизм действия лечебной физкультуры базируется на следующих аспектах:

  • Стимуляция синтеза секрета бокаловидными клетками эпителия бронхов. Результат – увеличения количества жидкой мокроты, которая легче откашливается на фоне приема соответствующих медикаментов;
  • Тренировка мышечного аппарата. Бронхиальное дерево имеет собственную мускулатуру, которая регулирует размер просвета респираторных путей. Дыхательные упражнения при кашле повышают тонус мышечных волокон, что обеспечивает ускорение отхаркивания и выздоровления больного;
  • Улучшение микроциркуляции. Увеличение количества транспортируемого воздуха способствует задействованию новых сосудов и нервных окончаний в эпителии бронхов. Результат – усиление обменных процессов, что обеспечивает регенерацию поврежденных участков респираторного тракта.

Рекомендации по выполнению упражнений

Выполнение специализированных упражнений при кашле нормализует функцию респираторного тракта, но только при условии адекватного подхода к соответствующему оздоровлению. В зависимости от тяжести основного заболевания пациенту подбирается индивидуальный комплекс нагрузок, оптимальных для его состояния.

Махи руками с нарастанием глубины вдохов противопоказаны пациентам с нарушением целостности костей конечностей, а брюшное дыхание не обеспечит достаточного увеличения экскурсии легких взрослому мужчине с аллергическим трахеобронхитом.

Дыхательная гимнастика при кашле у взрослых (упражнения, особенности)

Дыхательные упражнения от кашля, используемые у взрослых пациентов:

  1. Шаги или бег с высоким поднятием колен. Интенсивность гимнастики зависит от тяжести кашля больного. Во время поднятия ноги пациент делает глубокий вдох с движением рук вверх. Дальше следует плавный выдох. Длительность сеанса – до 3 минут. На ранних этапах нужно дышать осторожно из-за риска головокружения на фоне гипероксигенации;
  2. Брюшная дыхательная гимнастика. В горизонтальном положении тела пациент делает глубокий вдох с одновременным сильным напряжением брюшного пресса. Дальше следует пассивный выдох с одновременным расслаблением. Количество повторений – 10-15;
  3. Упражнение «лесоруб». Исходное положение – ноги на ширине плеч. Во время вдоха человек поднимает над головой обе руки, соединенные «в замок». На выдохе осуществляется характерное движение, как при рубке полена. Количество повторений – 10-15.

Заинтересованность малыша в процессе лечения – ключевой аспект повышения эффективности оздоровления.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Пациенты требуют специализированного обучения соответствующему типу дыхательной гимнастики, что обусловлено сложностями в выполнении упражнений против кашля на ранних этапах лечения. Однако способ, предложенный К. П. Бутейко, позволяет существенно улучшить состояние больных на бронхиальную астму без применения медикаментозных средств.

Заключение

Дыхательная гимнастика – важный элемент комплексного лечения кашля любой этиологии. Правильное выполнение простых упражнений способствует стабилизации функции респираторного тракта, что позволяет ускорить выздоровление и уменьшать количество потребляемых медикаментов.

источник

Дыхательная гимнастика и ЛФК при бронхите: примеры упражнений для взрослых, детей и пожилых людей

В лечении хронических заболеваний легких и бронхов большую роль играет специальная физкультура, которая поддерживает трофику слизистой бронхиального дерева, способствует его очищению от густого секрета, устраняет кашель. Комплексы для пациентов с ХОБЛ удобны тем, что их можно выполнять в любом месте и в любое время, но не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды.

Дыхательная гимнастика при остром бронхите и пневмонии не назначается во время первых дней заболевания, когда поднимается температура. После стабилизации состояния пациента врач назначает щадящую ЛФК для уменьшения воспалительного процесса и профилактики осложнений постельного режима.

Дыхательные упражнения для легких и бронхов

Показания для проведения дыхательной гимнастики:

· хронические бронхиты различного генеза;

· хронические обструктивные заболевания легких (ХОБЛ);

· заболевания верхних дыхательных путей.

Противопоказания и степень нагрузки определяют лечащий терапевт и врач ЛФК. Инструктор проводит обучение гимнастике в группе или индивидуально, а затем пациент выполняет комплекс самостоятельно два раза в день.

Для взрослых

Тренировка вдоха при легком и непроизвольном выдохе – главный принцип дыхательной гимнастики при бронхите взрослым; при пневмонии важно научиться брюшному дыханию, когда вентиляция легких увеличивается за счет работы диафрагмы и мышц живота. Упражнения на улучшение подвижности грудной клетки включают в действие вспомогательные дыхательные мышцы.

1. Разминка: исходное положение (ИП) – стоя или сидя. Спина прямая, руки согнуты в локтях, размещены вдоль тела. На вдохе сжать кулаки, на выдохе – расслабить.

2. ИП – стоя или сидя на стуле. Ноги – на ширине плеч, которые нужно опустить и не поднимать. Правая рука на животе, левая – на грудной клетке, голова несколько наклонена вперед. На вдохе – развести плечи, немного отклоняя назад туловище, живот надувается. На продолжительном выдохе туловище возвращается в ИП, живот сдувается. Рука помогает выдоху, надавливая на брюшную стенку.

2. ИП – то же. Локти согнуты, кисти рук расположены на боковой нижней части грудной клетки. Растягивать грудную клетку на вдохе при помощи кончиков пальцев, захватывая подреберное пространство. Продолжительный выдох – туловище наклоняется вперед, живот втягивается, руки надавливают на нижние отделы грудной клетки. Дыхание через нос.

3. ИП – сидя. Руки согнуты в локтях, ладони на талии. Вдохнуть, поднять руки, голову наклонить назад. Выдохнуть – туловище слегка наклоняется вперед, а колено прижимается к грудной клетке.

Все упражнения повторить 5-6 раз.

Особенности вдоха в гимнастике для легких при бронхите взрослым:

· для того, чтобы создать препятствие вдоху через нос, ноздри слегка прижимают пальцами;

· вдох через рот усложняется вытягиванием губ в трубочку;

· как вариант – дыхательное движение через правый или левый уголок рта.

Для детей

Дыхательная гимнастика при бронхите для детей показана с трех – четырехлетнего возраста. Она включает в себя игровые элементы.

Веселая музыка с произношением вибрирующих звуков – то, что надо.

Звуковая гимнастика полезна в любом возрасте:

· помогает тренировать длинный выдох;

· массажное действие вибрации звука в грудной клетке;

· облегчает отхождение мокроты.

Методика звуковой гимнастики: перед и после каждого звукового упражнения вначале делают выдох на «пфф», а после него – на «ммм».

1. Поиграть с ребенком в ворону: сидя на стуле или стоя, поднять руки и выдохнуть с выкриком «Каррр!» — руки опускаются.

2. «Веселый жук». ИП – сидя на стуле, руки на поясе. На вдохе корпус поворачивается влево, одноименная рука отводится назад. Возврат в исходное положение на выдохе с жужжанием. Повторить в другую сторону.

Оптимальное число дыхательных циклов – 5. Согласные произносятся вместе с гласным звукорядом: например, «ж-а-аж», «ж-о-ож», «ж-у-уж» и другие варианты сочетаний. При склонности к обструкции дыхательных путей очень полезен рычащий звук «р-р-р».

Для тренировки длинного выдоха полезно надувать игрушки или выпускать воздух в стакан с водой через трубочку.

Для пожилых

Особенностью ЛФК при бронхите для людей 60+ является размеренный, медленный темп. Дыхательная гимнастика при бронхите для пожилых включает примеры упражнений. Исходное положение для них лучше выбирать сидя на краю стула, стараясь выпрямить спину.

1. Поочередное отведение рук в стороны с поворотом туловища на вдохе. Затем – выдохнуть через сложенные в трубочку губы. Следить за расслабленностью шейно-воротниковой зоны. 4-5 раз.

2. Вдохнуть через нос, затем — согнуть ногу в колене, обеими руками подтянуть ее животу на выдохе. 2-3 раза.

3. ИП — стоя, в руке – стакан с водой, в котором находится трубочка. В нее и нужно выдыхать максимально медленно. Повторить 5 раз, затем – перерыв с обычным дыханием.

Занятия по Стрельниковой

Кроме бронхита, дыхательная гимнастика по методике Александры Николаевны Стрельниковой, показана и при сердечно-сосудистых заболеваниях, бронхиальной астме, потере голоса. Уникальность ее в том, что она подходит для людей разных возрастов и практически не имеет противопоказаний.

Ограничить нагрузки необходимо при:

· травмах головного мозга, позвоночника;

· гипертонии, высоком внутричерепном или внутриглазном давлении.

Ритмичные активные вдохи через нос – «принюхивания» сочетаются с движениями мелких мышечных групп. Существует особый счет – на четыре, восемь, шестнадцать, под который делаются упражнения.

Особенностью выдоха в дыхательной гимнастике Стрельниковой при бронхите в том, что о нем думать вообще не надо – он пассивен и происходит самопроизвольно.

Для примера – четыре упражнения из комплекса.

«Повороты головы»

Вдох сочетается с движением головы вправо и влево. Пассивный выдох делается в средней точке.

Плечи неподвижны. Взгляд – перед собой. Наклонять голову к правому и левому плечу на вдохе.

«Малый маятник»

Кивать головой вперед, к груди, взгляд вниз: вдох. Выдох самопроизвольно во время обратного движения головы назад. И снова вдыхать воздух, когда взгляд направлен в потолок.

«Обними плечи»

ИП – стоя. Обнимать себя на вдохе так, чтобы правая ладонь была чуть дальше уровня плечевого сустава, а левая – под правую подмышечную впадину. Руки при движении меняются. Плечевой пояс – свободен.

Упражнения для отхождения мокроты при бронхите и пневмонии

ЛФК подключается после разрешения острого периода, когда снижается температура, но остаются катаральные явления. Для улучшения отхождения мокроты при бронхите проводится гимнастика в дренажных положениях. Они зависят от того, в каком бронхе или легком развился воспалительный процесс, а также – от локализации пневмонии. К примеру, если воспалено правое легкое, то исходное положение – на противоположном боку. Это определяет лечащий врач. Выполняются комплексы на длинный вдох, выдох с произнесением звуков «ррр», «жжж» до появления кашля. При комплексном подходе в терапии бронхитов лечебную дыхательную гимнастику сочетают с дренажным массажем.

Если во время занятий появился кашель, нужно наклонить голову, ладони расположить на животе сверху и снизу от пупка, надавливать ими каждый раз сверху вниз при позыве к кашлю. Следить за расслабленностью мышц шеи.

ЛФК при трахеите и болезнях легких

Воспаление трахеи нередко сопровождает бронхит, но может проявляться самостоятельно. Дыхательные упражнения при трахеите и бронхите помогают при сухом кашле, переводя его в разряд «мокрого», справляться с которым уже легче.

1. ИП сидя. Вдохнуть через нос – руки в стороны, раскрыть грудную клетку. Плавно выдохнуть с тихим звуком «х-а-а-а». Стараться сделать выдох теплым. 4-5 раз.

2. ИП – то же. Медленно вдохнуть через рот, губы сложены в трубочку; живот надувается. Выдохнуть на «м-м-м», при этом ладони положить на область грудины и почувствовать звуковые вибрации. Число повторений – до 5.

Лечение бронхита

Терапия бронхолегочных заболеваний включает в себя ряд физиопроцедур и лекарственных препаратов, которые воздействуют на очаг воспаления, снимают кашель и облегчают дыхание.

Антибиотики

Среди фармакологических средств, использующихся для лечения бронхитов, выделяют антибиотики пенициллинового ряда, макролиды и цефалоспорины. Перед назначением препаратов целесообразнее выделить тип возбудителя по анализу мокроты. На бронхиты вирусной этиологии такое лечение не распространяется.

Бронхолитики

Фармакологические средства, снимающие спазм гладкой мускулатуры бронхов, используются как в таблетированной форме, так и в растворах.

1. Адреномиметики: Сальбутамол, Гексопреналин, а также популярный комбинированный препарат Беродуал.

2. Холиноблокаторы: Тровентол.

3. Бронхолитики миотропного действия: Эуфиллин, Теофиллин.

Ингаляции

Физиотерапевтическое воздействие на воспаленные бронхи с помощью вдыхания лечебных смесей через небулайзер – современный ингалятор – применяется даже при повышенной температуре, когда противопоказаны горячие ингаляции. Такие приборы выпускают для больничного и домашнего применения. В них загружают растворы с бронхолитиками, антибиотиками и фитопрепаратами.

Горчичники

Механизм действия основан на раздражающем и отвлекающем действии горчицы. Ставят их на область спины, обходя область сердца. Время процедуры – до 10 минут. Риск обструкции, бронхиальная астма, лихорадочные состояния и аллергия – прямые противопоказания к постановке горчичников.

Заключение

1. Лечение заболеваний бронхов и легких – комплексное: антибактериальная, бронхолитическая терапия, физиопроцедуры и ЛФК.

2. Назначение гимнастики для дыхания в большей степени обосновано при хроническом бронхите, обструкции, ХОБЛ.

3. Результат тренировок – облегчение отхождения мокроты, улучшение вентиляции легких.

4. Основной упор делается на тренировку вдоха при легком и свободном выдохе, что продемонстрировано в дыхательных упражнениях по Стрельниковой при бронхите.

5. Для детей с 4-5 лет разработана игровая форма ЛФК, а пожилым людям рекомендован размеренный темп.

Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте Лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый материал!

Информация, размещенная на канале Дзен, носит ознакомительный характер. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

источник

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой при бронхите и астме

В комплексном лечении бронхита может дать отличные результаты дыхательная гимнастика. Она поможет уменьшить дозировку медикаментов, ускорить процесс выздоровления. Гимнастика способствует стимуляции движения реснитчатого эпителия и улучшить реологические качества бронхиальной слизи. Это в свою очередь помогает быстро вывести из дыхательных путей мокроту и загрязнения. Помимо этого упражнения помогают активизировать скрытые резервы респираторной системы, ускорить процессы их восстановления после болезни и восстановить свободное дыхание. Отличные результаты дает гимнастика Стрельниковой при бронхите. Рассмотрим, что она собой представляет.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при бронхите

Дыхательные упражнения по Стрельниковой помогают при бронхите, пневмонии и прочих заболеваниях дыхательных путей. Изначально упражнения были направлены на восстановление голова после травм у артистов и певцов, но со временем было выяснено, что регулярно выполняемая дыхательная гимнастика помогает выздороветь после бронхита, облегчить состояние при бронхиальной астме и даже сердечном приступе.

Основы правильного дыхания по Стрельниковой следующие:

Дыхательная гимнастика при бронхите по Стрельниковой: упражнения

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой при бронхиальной астме и бронхите не применяется как самостоятельное средство, но можно выполнять ее как часть комплексной терапии уже через два дня после начала лечения антибиотиками. Эффективные упражнения помогут сделать дыхание свободным и ускорить процесс отхаркивания:

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при астме и бронхите также включает в себя упражнение, помогающее быстро успокоить приступ кашля на начальном его этапе. Исходное положение – стоя или сидя, ладони свободно располагаются на животе таким образом, чтоб пупочная ямка оказалась между ними. Каждый раз перед началом кашля слегка надавливайте на живот ладонями в направлении сверху вниз, будто вы пытаетесь «вытолкнуть» кашель в пол.

Закончив комплекс упражнений, сделайте упражнения «Обними плечи» и «Насос». Если речь идет о хроническом бронхите и обструктивной болезни легких, то рекомендуется каждый день выполнять все упражнения комплекса в предложенной последовательности.

Особенности дыхательной гимнастики для детей

Велика роль дыхательной гимнастики в лечении заболеваний органов дыхания у детей. Если проводить терапию только медикаментами, то процесс выздоровления может значительно замедлиться, поскольку мокрота вовремя не уходит из дыхательных путей. Окончательно органы дыхания заканчивают формироваться к двенадцати годам, потому перенесенный в раннем возрасте тяжелый бронхит может стать причиной дальнейших патологий, лечить которые будет довольно сложно.

Гимнастика Стрельниковой поможет не только активизировать процессы самоочищения бронхов, но и укрепить дыхательную мускулатуру. Ребенок может выполнять упражнения вместе с кем-то из взрослых. Если занятия будут проходить в игровой форме, малышу они не будут казаться скучными. Учтите, что можно выполнять упражнения лишь тогда, когда состояние ребенка стабилизировалось, обострение прошло, температура тела нормальная, и с начала терапии медикаментами прошло не меньше трех дней.

Попробуйте увлечь малыша, превратив дыхательную гимнастику в увлекательную игру. В качестве упражнения для дыхания можно предложить выдувание мыльных пузырей или надувание воздушного шара, запуск парусников в ванной, применяя собственное дыхание в качестве ветра. 10-15 минут таких упражнений каждый день помогут увидеть первые результаты уже через пару недель. Дыхательные мышцы укрепятся, процессы дыхания нормализуются, улучшится кислородный обмен в тканях, а органы дыхательной системы вскоре восстановят свои функции.

Для закрепления результатов после дыхательной гимнастики лучше провести дренажный массаж. Суть его в том, что нужно легкими постукивающими движениями ладоней пройтись с задней и передней сторон грудной клетки. Это поможет улучшить процесс откашливания и поможет ускорить отхождение мокроты.

Предлагаем посмотреть видео на тему дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой на видео



источник

Как избавить ребёнка от кашля играючи. Дыхательная гимнастика.

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Чтобы этого не допустить нужно с самого раннего детства укреплять дыхательные пути и лучше делать это играючи!

Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки. Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики.

Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.

Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаем вам игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Выполнять лучше до завтрака или после ужина.

Итак, проветрите помещение и приступайте.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.

Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту — ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик — самолёт(малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза

Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.

Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.

Упражнение 8.ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.

Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

источник


Adblock
detector