Ющук инфекционные болезни грипп

Ющук инфекционные болезни грипп

Инфекционные болезни

Учебная литература для студентов медицинских вузов

Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому .

и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для студентов медицинских вузов

А.К.Такмалаев — доктор медицинских наук, профессор, заведую­ щий кафедрой инфекционных болезней Российского университета дружбы народов.

Ю98 Инфекционные болезни: Учебник. — М.: Медицина, 2003. — 544 с.: ил.: [6] л. ил. — (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов.) ISBN 5-225-04659-2

Учебник подготовлен авторским коллективом с учетом современ­ ных достижений инфектологии и актуальности отдельных нозоформ в соответствии с программой по инфекционным болезням для лечебных факультетов медицинских вузов. Он может быть использован как учеб­ ное пособие по инфекционным болезням для санитарно-гигиениче- ских факультетов медицинских вузов, подготовки по курсу тропиче­ ской медицины.

Для студентов медицинских вузов.

Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым спо­ собом без предварительного письменного разрешения издателя.

ОБЩ ИЕ ВОПРОСЫ ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ

1. Классификация инфекционных болезней. Инфекционный про­

цесс и инфекционная болезнь.

2. Основные особенности инфекционных болезней.

5. Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней . . . .

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ ИНФЕКЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ

6.4. Пищевые токсикоинфекции.

10.19. Энцефалит Западного Н и л а .

11. Медленные инфекции центральной нервной системы.

11.1. Подострый склерозирующий панэнцефалит.

11.2. Прогрессирующая многоочаговая лейкоэнцефалопатия

11.3. Прионные болезни. Болезнь Крейтцфельдта—Якоба. .

12.9.1. Американский трипаносомоз (болезнь Шагаса) 475

12.9.2. Африканский трипаносомоз (сонная болезнь) . . 476

15.3.5. Эхинококкоз (гидатидный).

Сокращения, часто встречающиеся в тексте

— антитела против вируса гепатита А

анти-HBcAg — антитела против HBcAg анти-HBeAg — антитела против HBeAg анти-HBsAg — антитела против HBsAg

— антитела против вируса гепатита С

— антитела против вируса гепатита D

— антитела против вируса гепатита Е

ВГА (HAV) — вирус гепатита А

ВГБ (HBV) — вирус гепатита В

ВГС (HCV) — вирус гепатита С

BTD (HDV) — вирус гепатита D

ВГЕ (HEV) — вирус гепатита Е

— вирус иммунодефицита человека

— гиперчувствительность замедленного типа

— диссеминированное внутрисосудистое свертьп

— искусственная вентиляция легких

— индекс гистологической активности

— метод флюоресцирующих антител

— острая почечная недостаточность

— острая респираторная вирусная инфекция

— объем циркулирующей крови

— продукты деградации фибрина

— реакция агглютинации и лизиса лептоспир

— реакция непрямой гемагглютинации

— реакция нейтрализации антигена

— реакция нейтрализации антител

— реакция непрямой иммунофлюоресценции

— реакция пассивной гемагглютинации

— реакция связывания комплемента

РТПГА — реакция торможения пассивной гемагглютинации

— синдром приобретенного иммунодефицита

— синдром токсического шока

— хронический активный гепатит

— хронический персистирующий гепатит

— хроническая почечная недостаточность

ЦМВИ — цитомегаловирусная инфекция

— центральная нервная система

HBcAg — коровский антиген вируса гепатита В

— антиген «е» (инфекционности) вируса гепатита В

— поверхностный антиген вируса гепатита В

В связи с принятием в 2002 г. новой программы по инфекци­ онным болезням для лечебных факультетов медицинских ин ­ ститутов, дальнейшим развитием инфектологии как научной дисциплины, появлением и распространением новых инфек­ ционных болезней, изменением структуры заболеваемости, разработкой и внедрением в практику новых методов диагно­ стики и лечения инфекционных болезней возникла настоя­ тельная необходимость в издании нового учебника «Инфек­ ционные болезни», в котором отражены требования новой программы и достижения науки и практики в области инф ек­ ционных болезней.

Настоящий учебник подготовлен авторами при активном участии научно-педагогического коллектива кафедры инф ек­ ционных болезней с курсом эпидемиологии Московского государственного медико-стоматологического университета. В общей части изложены основные особенности инфекцион­ ных болезней, методы их диагностики и лечения, включая неотложные состояния, что позволяет избежать повторов при описании отдельных нозологических форм.

Материал расположен согласовано этиологической класси­ фикации инфекционных болезней. Объем материала соответ­ ствует роли каждой нозологической формы в патологии че­ ловека. Описание болезней, не вошедших в программу (вы­ делены шрифтом), но играющих существенную роль в ин ­ фекционной патологии, позволяет использовать учебник в качестве пособия для слушателей курса тропической медици­ ны, а также для подготовки ординаторов и специализации врачей по инфекционным болезням.

источник

Ющук инфекционные болезни грипп

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Инфекционные болезни. Учебник.

Автор: Ющук Н. Д., Венгеров Ю.Я.
Го д из дания: 2003
Размер: 5 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Данный учебник для сту дентов ме д. ВУЗов «Инфекционные болезни» Ющука Н. Д. по дготовлен на основании современной информации по инфектологии в соответствии с учебной медицинской программой. Книга состоит из двух базовых частей: Общие вопросы инфекционной патологии; Частные вопросы инфекционной патологии — Хламидиозы; Риккетсиозы; Бактериозы; Микоплазмозы; Вирусные инфекции; Медленные инфекции ЦНС; Протозоозы; Актиномикоз; Микозы; Гельминтозы.

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Инфекционные болезни. Учебник.

Автор: Ющук Н. Д., Венгеров Ю.Я.
Го д из дания: 2003
Размер: 5 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Данный учебник для сту дентов ме д. ВУЗов «Инфекционные болезни» Ющука Н. Д. по дготовлен на основании современной информации по инфектологии в соответствии с учебной медицинской программой. Книга состоит из двух базовых частей: Общие вопросы инфекционной патологии; Частные вопросы инфекционной патологии — Хламидиозы; Риккетсиозы; Бактериозы; Микоплазмозы; Вирусные инфекции; Медленные инфекции ЦНС; Протозоозы; Актиномикоз; Микозы; Гельминтозы.

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Инфекционные болезни. Учебник.

Автор: Ющук Н. Д., Венгеров Ю.Я.
Го д из дания: 2003
Размер: 5 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Данный учебник для сту дентов ме д. ВУЗов «Инфекционные болезни» Ющука Н. Д. по дготовлен на основании современной информации по инфектологии в соответствии с учебной медицинской программой. Книга состоит из двух базовых частей: Общие вопросы инфекционной патологии; Частные вопросы инфекционной патологии — Хламидиозы; Риккетсиозы; Бактериозы; Микоплазмозы; Вирусные инфекции; Медленные инфекции ЦНС; Протозоозы; Актиномикоз; Микозы; Гельминтозы.

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Инфекционные болезни. Учебник.

Автор: Ющук Н. Д., Венгеров Ю.Я.
Го д из дания: 2003
Размер: 5 МБ
Формат: djvu
Язык: Русский
Данный учебник для сту дентов ме д. ВУЗов «Инфекционные болезни» Ющука Н. Д. по дготовлен на основании современной информации по инфектологии в соответствии с учебной медицинской программой. Книга состоит из двух базовых частей: Общие вопросы инфекционной патологии; Частные вопросы инфекционной патологии — Хламидиозы; Риккетсиозы; Бактериозы; Микоплазмозы; Вирусные инфекции; Медленные инфекции ЦНС; Протозоозы; Актиномикоз; Микозы; Гельминтозы.

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Го д выпуска: 1993
Показать полностью…
Автор: Ющук Н. Д.
Жанр: Эпи демиология
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Учебник со держит материалы для самостоятельной работы сту дентов лечебного факультета при изучении эпидемиологии инфекционных болезней.
Значимость инфекционных болезней в патологии людей определяется не только временной потерей трудоспособности в период заболевания. Они нередко оказываются своеобразным «пусковым механизмом» для формирования ряда длительно текущих соматических и неврологических болезней. Таким образом, несравненно более существенная их роль состоит в том, что они оказываются фактором, снижающим здоровье населения и нарушающим социальный и экономический прогресс.

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Инфекционные болезни — Ющук Н. Д. — Учебник

Го д выпуска: 2003
Показать полностью…
Автор: Ющук Н. Д., Венгеров Ю.Я.
Жанр: Инфекционные болезни
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы

Описание: Учебник «Инфекционные болезни» по дготовлен авторами при активном участии научно-пе дагогического коллектива кафе дры инфекционных болезней с курсом эпи демиологии Московского госу дарственного медико-стоматологического университета. В общей части изложены основные особенности инфекционных болезней, методы их диагностики и лечения, включая неотложные состояния, что позволяет избежать повторов при описании отдельных нозологических форм.
Материал книги «Инфекционные болезни» расположен согласовано этиологической классификации инфекционных болезней. Объем материала соответствует роли каждой нозологической формы в патологии человека. Описание болезней, не вошедших в программу (выделены шрифтом), но играющих существенную роль в инфекционной патологии, позволяет использовать учебник в качестве пособия для слушателей курса тропической медицины, а также для подготовки ординаторов и специализации врачей по инфекционным болезням.

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Инфекционные болезни — Ющук Н. Д. — Учебник

Го д выпуска: 2003
Показать полностью…
Жанр: Учебник
Из дательство: «Ме дицина»
Серия: Учеб. лит. Для сту д. ме д. вузов
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы / OCR с ошибками
Количество страниц: 448
Коллектив авторов:
Ющук Николай Дмитриевич — доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, ректор Московского государственного медико-стоматологического университета, заведующий кафедрой инфекционных болезней с курсом эпидемиологии того же университета.

Описание:
Во втором издании учебного пособия (первое вышло в 1993 г.) даны трактовка эпидемиологических понятии, характеристика различных источников возбудителя инфекции, разобраны организационные основы профилактики инфекционных болезней и борьба с ними.
Представлены структура эпидемического процесса, иммунопрофилактика, эпидемиологические методы исследования, дезинфекция, дезинсекция, дератизация, а также принципы проведения эпидемиологического надзора. Описаны проявления эпидемического процесса наиболее значимых болезней в инфекционной патологии человека, изложены материалы по проблеме внутрибольничных инфекций и охране территории страны от завоза инфекционных болезней.

Для студентов лечебных факультетов медицинских вузов.

источник

2. Грипп

Грипп – антропонозное заболевание вирусной природы. Характеризуется острым началом, лихорадкой, симптомами общей интоксикации и поражением респираторного тракта, передается воздушно-капельным путем.

Этиология. Возбудители гриппа – РНК-содержащие вирусы, которые относят к семейству ортомиксовирусов, которые вклю-чают род вирусов гриппа А, род вируса гриппа В и С. Вирусы гриппа рода А подразделяются на многие серотипы. Постоянно возникают новые антигенные варианты. Вирус гриппа имеет сферическую оболочку, покрытую шипиками, образованными двумя гликопротеинами: нейраминидазой, представляющей собой белковый энзим, способствующий проникновению вируса в клетку хозяина, и гемагглютинином – белком. Вирус гриппа быстро погибает при нагревании, высушивании и под влиянием различных дезинфицирующих агентов.

Патогенез. Воротами инфекции являются верхние отделы рес-пираторного тракта. Вирус гриппа избирательно поражает цилиндрический эпителий дыхательного тракта, в особенности трахеи. Размножаясь в клетках цилиндрического эпителия, вызывает их дегенеративные изменения, используя содержимое эпителиальных клеток для построения новых вирусных частиц. Также выход зрелых вирусных частиц сопровождается гибелью эпителиальных клеток, а некроз эпителия и связанное с этим разрушение естественного защитного барьера приводит к вирусемии. Токсины вируса одновременно с продуктами распада эпителиальных клеток оказывают токсическое действие на сердечно-сосудистую, нервную и другие системы организма. К поражению различных органов и систем при гриппе зачастую приводят циркуляторные расстройства, которые являются следствием нарушений тонуса, эластичности и проницаемости со-судистой стенки. Повышение проницаемости стенок сосудов приводит к нарушению микроциркуляции и возникновению геморрагий (кровохаркания, носовых кровотечений, геморрагической пневмонии). Грипп способствует снижению иммунологической реактивности. Это приводит к обострению различных хронических заболеваний – ревматизма, хронической пневмонии, пиелита, холецистита, дизентерии, токсоплазмоза, а также к возникновению вторичных бактериальных осложнений. Вирус сохраняется в организме больного на протяжении 3—5 дней от начала заболевания, а при осложнении пневмонией – до 10—14 дней.

Вам будет интересно:  Номер прививки от гриппа

Эпидемиология. Заболевание встречается повсеместно. Резервуаром инфекции является больной человек, который опасен для окружающих начиная с конца инкубационного периода и весь лихорадочный период. Инкубационный период продолжается от 12 до 48 ч. Путь передачи – воздушно-капельный. Восприимчивость к гриппу – всеобщая. После перенесенной инфекции формируется типоспецифический иммунитет. Классификация: типичное течение и атипичное течение; по тяжести течения: легкая, среднетяжелая, тяжелая формы.

Клиника. Типичный грипп начинается остро, нередко с озноба или познабливания, быстро повышается температура тела, и уже в первые сутки лихорадка достигает максимального уровня (38—40 °С). Появляются признаки общей интоксикации (слабость, адинамия, потливость, боль в мышцах, сильная головная боль, боль в глазах) и симптомы поражения дыхательных путей (сухой кашель, першение в горле, саднение за грудиной, осиплость голоса). При обследовании отмечаются гиперемия лица и шеи, инъекция сосудов склер, повышенная потливость, брадикардия, снижение АД. Выявляется поражение верхних дыхательных путей в виде ринита, фарингита, ларингита, трахеита. Чаще поражается трахея, тогда как ринит может отсутствовать. Характерны гиперемия и своеобразная зернистость слизистой оболочки зева. Язык обложен, может наблюдаться кратковременный жидкий стул. Осложнения со стороны ЦНС выражаются в виде менингизма и энцефалопатии. Характерны лейкопения, нейтропения, СОЭ в обычных случаях не повышена. Легкие формы гриппа иногда могут протекать без повышения температуры (афебрильная форма гриппа). Осложнения связаны с присоединением бактериальной флоры (пневмонии, фронтиты, гаймориты, отиты, синуситы, токсические миокардиты).

Диагностика. Во время эпидемии гриппа диагностика не представляет трудностей. В межэпидемическое время это заболевание встречается редко и протекает в виде легких и стертых форм. В этих случаях грипп трудно отличить от ОРЗ другой этиологии. Для подтверждения диагноза гриппа используют обнаружение вируса в материале из зева и носа, а также выявление нарастания титра специфических антител при исследовании парных сывороток: первая сыворотка берется до 6-го дня заболевания, вторая через 10—14 дней. Диагностическим является нарастание титров антител в 4 раза и более.

Лечение. Больных гриппом лечат в домашних условиях. На стационарное лечение направляются больные с тяжелыми формами гриппа, с осложнениями и тяжелыми сопутствующими заболеваниями, а также по эпидемилогическим показаниям (из общежитий, интернатов и др.). Лечащихся на дому помещают в отдельную комнату или изолируют от окружающих посредством ширмы. Для них выделяют отдельную посуду, которая обеззараживается посредством крутого кипятка. Лица, ухаживающие за больным, должны носить четырехслойную маску из марли и менять ее каждые 4 ч. Во время лихорадочного периода больному рекомендуют постельный режим, обильное щелочное питье. Для профилактики осложнений, особенно пожилым людям с повышенным АД, необходимо включать в рацион зеленый чай, варенье или сок черноплодной рябины, цитрусовые, а также витамины группы Р (рутин) в сочетании с 500 мг аскорбиновой кислоты в сутки. Эффективным средством является противогриппозный донорский гамма-глобулин, который применяют при тяжелых формах гриппа в самые ранние сроки (взрослым по 6 мл, детям по 0,15—0,2 мл/кг). Можно использовать нормальный человеческий иммуноглобулин, который вводят в/м в тех же дозах. Антибактериальная терапия показана лишь при осложнениях. Чаще используют синтетические пенициллины и препараты широкого спектра действия. Широко используют патогенетические и симптоматические препараты. Для уменьшения головной и мышечных болей применяют анальгетики и др. Терапевтическое действие оказывают антигистаминные препараты (пипольфен, супрастин, димедрол) для снятия сенсибилизации. Для улучшения дренажной функции бронхов применяют щелочные ингаляции, отхаркивающие средства и бронходилататоры. При симптомах ринита местно используют нафтизин, галазолин, санорин и др. Реконвалесцентам назначают банки, горчичники. При крайне тяжелых, гипертоксических формах гриппа (с температурой выше 40 °С, одышкой, цианозом, резкой тахикардией, снижением АД) больных лечат в палатах интенсивной терапии с проведением дезинтоксикационной терапии. Этим больным в/м вводят противогриппозный иммуноглобулин (6—12 мл), назначают антибиотики широкого спектра действия (оксациллин, метициллин, цепорин по 1 г 4 раза в сутки). Вводят 2 раза в сутки в/в смесь, содержащую 200—300 мл гемодеза или 40%-ного раствора глюкозы, 0,25—0,5 мл 0,05%-ного раствора строфантина, 2 мл 1%-ного раствора лазикса, 250—300 мг преднизолона, 10 мл 2,4%-ного раствора эуфиллина, 10 мл 5%-ного раствора аскорбиновой кислоты, 10 мл 10%-ного раствора хлорида кальция, 400 мл реополиглюкина, 10 000—20 000 ЕД контрикала. При учащении дыхания (свыше 40 дыхательных движений в 1 мин), нарушениях ритма дыхания больного переводят на искусственную вентиляцию легких.

Прогноз. При гриппе без осложнений трудоспособность восстанавливается через 7—10 дней, при присоединении осложнений – не ранее 3—4 недель. Прогноз в отношении жизни благоприятный, тяжелые формы с энцефалопатией или отеком легких встречаются крайне редко, больные при этом (обычно во время эпидемий) госпитализируются.

Профилактика гриппа проводится с помощью специфиче-ской вакцинопрофилактики. Используется вакцинация живой (ин-траназально) или инактивированными (внутрикожно и под кожу) вакцинами. Прививка должна предшествовать началу эпидемии гриппа, поскольку вакцины создаются с учетом циркулирующих вирусов гриппа в данный сезон. Применяются специальные вакцины для детей разных возрастных групп, взрослых и пожилых людей. Иногда реакция на вакцину бывает в виде кратковременного недомогания, субфебрилитета. Она протекает значительно легче болезни, и бояться ее не следует. Формирование иммунитета происходит только против гриппа, поэтому ребенок, которому сделали прививку, вполне может заболеть другим вирусным заболеванием. Всех заболевших гриппом следует изолировать от здоровых, проветривать помещение, где находится больной, регулярно проводить влажную уборку. Всем, кто находится в контакте с больным гриппом, в течение недели рекомендуется закапывать в нос интерферон, можно давать афлубин, аскорбиновую кислоту или дибазол. Взрослым рекомендуется принимать ремантадин в соответствующих дозировках. Детям старше 1 года можно назначать альгирем. Для профилактики гриппа А можно использовать ремантадин, который дают в течение всей эпидемической вспышки. В очаге проводят текущую и заключительную дезинфекцию (посуду обдают крутым кипятком, белье кипятят). Изолируют больного от окружающих, выделяют индивидуальную посуду, которую следует ошпаривать кипятком.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

источник

СТУДЕНТАМ — копия / lobzin-rukovodstvo-po-infekcionnim-boleznyam / Инфекционные болезни и эпидемиология (В.И. Покровский, Г.С. Пак, В.И. Брико, 2007)

В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин

Рекомендовано УМО по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов

образования РФ в качестве учебного

России в качестве учебного пособия для

пособия для студентов высших

студентов медицинских вузов

медицинских учебных заведений

УЧЕБНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

УДК 616.-036.22(075.8) ББК 55.14я73

Авторы Покровский Валентин Иванович, зав. кафедрой эпидемиологии ММА им. И.М. Сеченова, проф., акад. РАМН

Пак Сергей Григорьевич, зав. кафедрой инфекционных болезней ММА им. И.М. Се­ ченова, проф., член-корр. РАМН, заслуженный деятель науки РФ Бойко Николай Иванович, проф. кафедры эпидемиологии ММА им. И.М.Сеченова

Данил кии Борис Кириллович, доц. кафедры инфекционных болезней ММА им. И.М. Сеченова

Зав. кафедрой инфекционных болезней, тропической медицины и эпидемиологии Российского государственного медицинского университета, проф. В. И. Лучшев Зав. кафедрой инфекционных болезней с курсом эпидемиологии Российского университета дружбы народов, проф. А.К. Токмалаев

И74 Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. — 2-е изд. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. — 816 с.: ил.

В учебнике рассмотрены основные проблемы инфекционной патологии человека. Современные представления об этиологии, эпидемиологии, патогенезе, клинической картине, диагностике, лечении и профилактике инфекционных болезней изложены с акцентом на инфекции, наиболее актуальные для здравоохранения России вследствие их высокой распространённости на территории страны, социально-экономической значимости, тенденции к ухудшению эпидемиологической обстановки или имеющейся угрозы заноса инфекции из-за рубежа. Описаны новые нозологические формы инфекционных болезней.

Учебник подготовлен в соответствии с программами по инфекционным болезням и эпидемиологии, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, и предназначен для студентов лечебных факультетов медицинских вузо»в.

Права на данное издание принадлежат издательской группе «ГЭОТАР-Медиа». Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого изда­ ния не могут быть осуществлены без письменного разрешения правообладателя.

© Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2007

BE — избыток оснований капиллярной крови С0 2 — углекислый газ НЬ — гемоглобин

HB c Ag — сердцевинный антиген вирусного гепатита В HB e Ag — внутренний антиген вирусного гепатита В HB s Ag — поверхностный антиген вирусного гепатита В Н В ^ — внутренний антиген х вирусного гепатита В Ht — гематокрит

ID50 — доза, приводящая к инфицированию 50% взятых в опыт животных LD — летальная доза

LD50 — доза, приводящая к гибели 50% взятых в опыт животных РгР — прионный протеин Аг — антиген (антигены)

АД — артериальное давление АДС — адсорбированная дифтерийно-столбнячная вакцина

АДС-М — адсорбированная дифтерийно-столбнячная вакцина с уменьшенной дозой Аг АКДС — адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина

АЛТ — аланинаминотрансфераза ACT — аспартатаминотрансфераза AT — антитело (антитела)

АТФ — аденозинтрифосфорная кислота

БКЯ — болезнь Кройтцфельда—Якоба

БЦЖ (от Calmette-Guerin bacillus) — вакцина Кальметта-Герена, вакцинный штамм Mycobacterium bovis пониженной вирулентности

ВБИ — внутрибольничная инфекция ВГА — вирусный гепатит А ВГВ — вирусный гепатит В ВГС — вирусный гепатит С

ВГО — вирусный гепатит D ВГЕ — вирусный гепатит Е ВГС — вирусный гепатит G

ВИЧ — вирус иммунодефицита человека ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ВПГ — вирус простого герпеса ВПГ-1 — вирус простого герпеса 1 типа

Вам будет интересно:  Рецепт с имбирем против гриппа

ВПГ-2 — вирус простого герпеса 2 типа ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа

ГИСК — Государственный научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л.А. Тарасевича Мин­ здрава России

ГЛПС — геморрагическая лихорадка с почечным синдромом ДВС-синдром — синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания ДДУ — детское дошкольное учреждение ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота ЖКВ — живая коревая вакцина ЖКТ — желудочно-кишечный тракт ЖПВ — живая паротитная вакцина

ЗППП — заболевания, передаваемые половым путём ИВЛ — искусственная вентиляция лёгких ИТШ — инфекционно-токсический шок ИФА — иммуноферментный анализ ИФН — интерферон КЩС — кислотно-щелочное состояние

ЛПС-комплекс — липополисахаридный комплекс ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение НРИФ — непрямая реакция иммунофлюоресценции ОВП — острый вялый паралич

ОПВ — полиомиелитная вакцина для приёма per os ОПН — острая почечная недостаточность ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция ПГ — простагландин ПТИ — пищевая токсикоинфекция

ПЦР — полимеразная цепная реакция РА — реакция агглютинации РИА — радиоиммунологический анализ

РИФ — реакция иммунофлюоресценции

РКА — реакция коагглютинации РЛА — реакция латекс-агглютинации РН — реакция нейтрализации

РНГА — реакция непрямой гемагглютинации РНИФ — реакция непрямой иммунофлюоресценции РНК — рибонуклеиновая кислота РПИ — расширенная программа иммунизации

PC-инфекция — респираторно-синцитиальная инфекция РСК — реакция связывания комплемента РТГА — реакция торможения гемагглютинации СГМ — социально-гигиенический мониторинг СОЭ — скорость оседания эритроцитов

СПИД — синдром приобретённого иммунодефицита УЗИ — ультразвуковое исследование ХКПС — хантавирусный кардиопульмональный синдром

ХПН — хроническая почечная недостаточность цАМФ — циклический аденозин 3′,5′-монофосфат цГМФ — циклический гуанозинмонофосфат ЦИК — циркулирующий иммунный комплекс ЦМВ — цитомегаловирус, цитомегаловирусный ЦМВ-инфекция — цитомегаловирусная инфекция ЦНС — центральная нервная система ЭАКП — энтероадгезивная кишечная палочка

ЭГКП — энтерогеморрагическая кишечная палочка ЭИКП — энтероинвазивная кишечная палочка ЭКГ — электрокардиография ЭН — эпидемиологический надзор

ЭПКП — энтеропатогенная кишечная палочка ЭТКП — энтеротоксигенная кишечная палочка

источник

Ющук инфекционные болезни грипп

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Гайтон А., Холл Дж. Медицинская физиология

В новом издании классического учебника «Медицинская физиология» сохранены все традиции А.К.Гайтона и Дж.Э.Холла в представлении ключевых концепций физиологии в предельно ясной и привлекательной форме изложения.
Показать полностью… Учебник охватывает все главные системы организма человека, уделяя особое внимание их, взаимодействию, вопросам гомеостазиса и патофизиологическим проблемам и отражая самые последние сведения в области медицинской физиологии. Кроме того, последнее издание было усовершенствовано в соответствии с современными требованиями: обновленный полноцветный дизайн делает книгу более привлекательной, облегчает понимание и усвоение информации; в качестве иллюстраций использовано более 800 рисунков, включая кардиограммы, полноцветные диаграммы, графики; из них более 300 — совершенно новых! В то же время учебник «Медицинская физиология» сохраняет основные принципы изложения материала всех предыдущих его изданий: он разделен на короткие, легко читаемые главы; содержит много таблиц для быстрого ознакомления и анализа информации; в нем обсуждаются основные концепции, которые сопровождаются клиническими примерами, отражающими реальные ситуации; указана взаимосвязь патофизиологии с клинической медициной.
Данное издание в первую очередь предназначено для студентов и аспирантов медицинских и биологических факультетов высших учебных заведений.

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Головной мозг младенца содержит кое-что, чего нет в мозге взрослого человека. Например, в нем имеются связи между слуховой и зрительной зонами коры, а также между сетчаткой и той частью таламуса, в которую поступает информация о звуках. Эти связи, вероятно, и позволяют младенцам «видеть» звуки и «слышать» цвета. Иногда такие способности сохраняются у взрослых (синестезия).
Показать полностью… Младенцам свойственны бурные проявления эмоций, но те участки мозга, которые связаны у взрослых с сознательным переживанием эмоций, у новорожденных младенцев неактивны. Поэтому проявляемые ими эмоции могут быть бессознательными.

Мы не помним ничего, что происходило с нами примерно до трех лет, потому что до этого времени гиппокамп (область мозга, связанная с формированием долговременной памяти) остается незрелым. Однако эмоциональные воспоминания могут храниться в миндалине — крошечной структуре в глубине мозга, по-видимому функционирующей уже у новорожденных

Лобные доли по-настоящему «запускаются» примерно в шестимесячном возрасте, благодаря чему у младенцев наблюдаются первые проблески когнитивных способностей. К году лобные доли получают управление над устремлениями лимбической системы. Если предложить годовалому ребенку две игрушки, он выберет одну из них, а не будет пытаться схватить обе. Примерно до года младенцы представляют собой, по выражению одного специалиста по возрастной психологии, «устройства, подобные роботам»: их внимание можно привлечь едва ли не любым зрительным стимулом. После этого возраста у них формируются собственные жизненные планы (отнюдь не всегда согласующиеся с планами окружающих).

Речевые зоны становятся активными на втором году жизни. Зона, ответственная за восприятие речи (зона Вернике), «выходит в сеть» примерно после двенадцати месяцев жизни, а еще примерно через восемнадцать месяцев к ней присоединяется зона, ответственная за способность говорить (зона Брока). Так что в жизни маленьких детей есть непродолжительный период, в течение которого они понимают больше, чем могут сказать. Связанные с этим затруднения, возможно, играют немалую роль в приступах «вредности», характерных для двухлетних детей.

Примерно в то же время, когда активизируются речевые зоны, начинается интенсивная миелинизация префронтальной коры лобных долей. В этот период у детей развивается самосознание: ребенок больше не тычет пальцем в свое отражение в зеркале. А если мазнуть ребенка цветной пудрой, когда он смотрит на себя в зеркало, он просто сотрет этот мазок с лица, а не станет пытаться стереть его с зеркала, как бывает в более раннем возрасте. Самосознание предполагает возникновение внутреннего исполнителя — то самое «я», которое, по словам многих, ощущается как нечто существующее в голове.

MedBooks|Медкниги запись закреплена

Себастьян Сеунг. «Коннектом: Как мозг делает нас тем, что мы есть?»

Несходства в умственных способностях могут вызывать какие-то трудности, но обычно все-таки не являются катастрофическими. Однако другие типы умственно-психических различий связаны с ужасными страданиями и чрезвычайно дорого обходятся обществу.
Показать полностью… Среди населения развитых стран в среднем шесть человек из каждых ста имеют острое психическое расстройство, а почти каждый второй хоть раз в жизни испытывал менее значительное психическое недомогание. Большинство таких недугов лишь частично поддаются фармацевтическому лечению или поведенческой терапии, а для многих душевных болезней вообще пока нет методов лечения. Почему же так трудно бороться с психическими расстройствами?

Первооткрыватель того или иного заболевания обычно и первым описывает его симптомы. В 1530 году итальянский врач Джироламо Фракасторо использовал для этого необычную форму — эпической поэмы, которую он назвал «Syphilis sive morbus Gallicus» («Сифилис, или Французский недуг»). Он назвал болезнь в честь первого мужчины, который ее подхватил: согласно мифам и легендам, это был пастух Сифилус, и его покарал этим недугом сам бог Аполлон. В трех томах латинских гекзаметров Фракасторо описывает симптомы сифилиса, признает, что болезнь эта передается половым путем, и предлагает некоторые лекарства.

Сифилис вызывает отвратительные повреждения кожи и ужасные физические изменения. На более поздних стадиях может появляться еще один страшный симптом: умопомешательство. Мопассан в своем рассказе «Орля» (1887) описывает сверхъестественное существо, терзающее повествователя поначалу телесной, а затем и душевной болезнью: «Я погиб! Кто-то завладел моей душой и теперь управляет ею! Кто-то повелевает всеми моими действиями, движениями, мыслями. Я больше ничего для себя не значу, я лишь порабощенный и устрашенный зритель всего, что сам же совершаю». Рассказчик в конце концов решается положить конец своим страданиям, покончив с собой. По-видимому, история носит отчасти автобиографический характер, так как Мопассан сам страдал от сифилиса, которым заразился в двадцать с лишним лет. В 1892 году он попытался совершить самоубийство, перерезав себе горло. Писателя поместили в лечебницу для душевнобольных, где он через год и умер. Ему было всего сорок два года.

Художник Поль Гоген и поэт Шарль Бодлер, возможно, также страдали от сифилиса. Но твердого доказательства у нас нет, ибо никакое заболевание нельзя с уверенностью диагностировать, основываясь лишь на симптомах. У двух человек с одним и тем же недугом могут проявляться разные симптомы, а у двух человек с разными заболеваниями симптомы могут быть одни и те же. Бактерии, вызывающие сифилис, ученые открыли только в 1905 году. Вскоре появились и первые лекарства, уничтожающие эти бактерии. Такие лекарства оказались эффективны лишь на ранних стадиях развития болезни, однако не помогали избавиться от сифилиса, когда тот уже успевал вторгнуться в нервную систему. В 1927 году австрийский врач Юлиус ВагнерЯурегг получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за необычный способ лечения нейросифилиса. В дополнение к вводимым медикаментам он намеренно заражал пациентов малярией. Возникающая лихорадка каким-то образом расправлялась с бактериями сифилиса, после чего врач вводил больному антималярийные препараты. После Второй мировой на смену методу Вагнера-Яурегга пришел пенициллин и другие антибактериальные средства, названные антибиотиками. В наше время сифилис больше не является основной причиной заболеваний мозга.

Инфекционные заболевания сравнительно легко излечиваются, поскольку мы знаем их причину. Но как насчет других видов болезней? Болезнь Альцгеймера (БА), обычно поражающая пожилых людей, начинается с потери памяти, а затем приводит к деменции — старческому слабоумию и общей деградации умственных способностей. На более поздних стадиях развития болезни мозг усыхает, оставляя пустое пространство внутри черепа. Френологи, живи они сегодня, объясняли бы БА уменьшением размеров мозга, но это объяснение оказалось бы неудовлетворительным. Усыхание мозга происходит спустя долгое время после того, как появляются первые симптомы недуга — в частности, потеря памяти. Более того, сжатие мозга — скорее симптом, нежели причина болезни. Оно происходит из-за отмирания мозговых тканей, но что служит причиной их отмирания?

В поисках ответа ученые исследовали ткани, полученные при посмертном вскрытии тел пациентов, страдавших БА, и обнаружили микроскопические кусочки «мусора» — тромбы и бляшки, засоряющие мозг. Та или иная аномальность мозговых клеток, связанная с каким-то заболеванием, именуется нейропатологией. Тромбы появляются в мозгу задолго до гибели клеток, близко к тому моменту, когда у пациента начинают проявляться симптомы БА. Сегодня эти нейропатологии считаются определяющими характеристиками БА, поскольку деградация памяти и старческое слабоумие могут возникать и при других заболеваниях. Ученые пока не выяснили, что вызывает образование бляшек и тромбов, но они надеются, что снижение количества этих нейропатологий поможет при лечении БА.

Вам будет интересно:  Прививка от обычного гриппа свиной

Наиболее загадочные психические отклонения не связаны с какой-то конкретной и неизменной нейропатологией. Здесь мы пока в тупике. Такие недуги, по-прежнему определяемые лишь по психологическим симптомам, явно будут дольше всех прочих ждать методов исцеления. Возможно, к числу подобных симптомов принадлежит повышенная тревожность (как при панических состояниях или маниакально-депрессивном психозе) или резкие перепады настроения (как при депрессии или биполярных расстройствах не слишком острого характера). Среди наиболее разрушительных и изнурительных заболеваний — шизофрения и аутизм.

Симптомы аутизма весьма запоминающимся образом изложены в следующей клинической картине:

В три года Дэвиду поставили диагноз «аутизм». В этот период он почти не смотрел на людей, не говорил и, казалось, заблудился где-то в собственном мире. Он любил часами прыгать на батуте и великолепно собирал пазлы. К десяти годам Дэвид отличался хорошим физическим развитием, однако на эмоциональном уровне остался весьма незрелым. У него было очень красивое лицо с тонкими чертами. Он был и остается чрезвычайно упрямым в своей приязни и неприязни к кому-то или чему-то. Его мать часто вынуждена идти навстречу его настойчивым и неоднократным требованиям, легко переходящим во вспышки раздражения.

Дэвид научился говорить в пять лет. Сейчас он ходит в спецшколу для детей-аутистов, там он счастлив. У него выработался ежедневный график, который он никогда не меняет. Чему-то он учится чрезвычайно быстро и успешно. Например, читать он научился совершенно самостоятельно. Теперь он свободно читает, однако не понимает прочитанное. Кроме того, он обожает арифметические подсчеты. Однако другие навыки он осваивает крайне медленно: взять хотя бы прием пищи за общим семейным столом или одевание.

Сейчас Дэвиду двенадцать. Он никогда не вступает в игру с другими детьми, поддавшись минутному порыву. Он испытывает явные трудности в общении с малознакомыми людьми. Он не уступает их желаниям, не учитывает их интересы и точку зрения. В этом смысле Дэвид равнодушен к социуму, он продолжает пребывать в собственном мирке.

Этот характерный клинический случай включает в себя все три главных симптома аутизма: социальную неполноценность, языковые трудности и склонность к шаблонному (ритуализованному) или неуступчивому поведению. Симптомы эти обычно появляются еще до трехлетнего возраста и с годами часто слабеют, однако большинство взрослых аутистов неспособно нормально функционировать без какого-то внешнего надзора, присмотра и контроля. Среди известных на сегодня методов и лекарств для лечения аутизма нет ни одного по-настоящему эффективного.

Юта Фрит описывает аутизм более поэтично: она говорит о «прекрасном ребенке, заключенном в стеклянную скорлупу». Дети, страдающие многими другими врожденными недугами, надрывают сердце зримыми физическими дефектами. С аутистами не так: они зачастую выглядят отлично, а некоторые из них очень красивы. Их внешность обманывает родителей, которым трудно поверить, что с их детьми что-то не так. Родители тщетно надеются пробиться сквозь «стеклянную скорлупу» — социальную изоляцию аутиста — и высвободить из нее нормального ребенка. Но здоровое обличье ребенка-аутиста прячет под собою ненормальный мозг.

Наиболее документированная аномалия здесь — сами размеры мозга. Американский психиатр Лео Каннер одним из первых дал определение этого синдрома в своей эпохальной статье 1943 года. Он мимоходом заметил, что среди одиннадцати детей, типичных аутистов, у пятерых была крупная голова. В последующие годы специалисты изучили куда больше детей-аутистов и обнаружили, что их голова и мозг действительно крупнее среднего, особенно лобные доли, которые содержат много зон, отвечающих за социальное и языковое поведение.

Означает ли это, что размер мозга позволяет успешно предсказывать аутизм? Если бы это было так, мы могли бы с уверенностью утверждать, что френологи шли по верному пути, пытаясь найти объяснение причин аутизма. Но следует проявлять осторожность, иначе можно попасть в обычную статистическую западню, грозящую нам при рассмотрении редких категорий. Возьмем весьма особый тип людей — профессиональных футболистов. Они заметно крупнее среднего человека. Можем ли мы вывернуть это рассуждение наизнанку и предсказать: любой человек крупнее средних габаритов — скорее всего, профессиональный футболист? Такие умозаключения хорошо работают с так называемыми сбалансированными выборками населения — к примеру, с такими, где число футболистов равно количеству прочих людей. Если в такой выборке рассортировать население по росту, предсказания на его основе окажутся довольно точными. Но если рассматривать население в целом и заявлять, что любой его крупный представитель — футболист, вы окажетесь, скорее всего, неправы. Выяснится, что люди высоки, мускулисты или массивны по каким-то другим причинам, не связанным с игрой в футбол. Точно так же ненадежно и предсказание, согласно которому все дети с крупным мозгом являются аутистами. Чтобы играть в премьер-лиге, мало иметь впечатляющие физические габариты. Чтобы являться аутистом, недостаточно иметь крупный мозг.

Впрочем, СМИ частенько сообщают об исследованиях, чьи авторы претендуют на точное предсказание редких психических расстройств на основе того или иного свойства мозга. При тщательном изучении такие работы, как правило, оказываются менее впечатляющими, чем на первый взгляд, ибо подобные прогнозы надежны лишь для сбалансированной выборки, а не для населения в целом. Но если вам действительно известна причина недуга, то эта причина позволит ставить безошибочный диагноз даже в случае, когда вы имеете дело с населением в целом. Так и происходит для множества инфекционных заболеваний: их можно обнаружить благодаря анализу крови, выявляя наличие в ней определенных микробов.

Шизофрения — такое же загадочное отклонение, как и аутизм, она зачастую ставит ученых в тупик. Обычно она начинает проявляться в двадцать с чем-то лет — с внезапных острых галлюцинаций (обычно слуховых: больной слышит воображаемые голоса), маний (обычно это мания преследования) и хаотического мышления. Вот яркое описание подобных симптомов (в совокупности их именуют психозом) из первых рук: Не могу вспомнить, что подтолкнуло меня к этому, но помню, что однажды, сидя в туалете, я почувствовал, как меня захлестывает волна адреналина. Сердце у меня застучало как бешеное. В моей голове зазвучали голоса ниоткуда, и мне показалось, что я словно бы мысленно настроился на какой-то всемирный телеканал, где рок-звезды и ученые свергали правительства посредством компьютеров, биологии, психологии и ритуала вуду. Именно сейчас!

Люди, беседовавшие на экране, объявляли о своих намерениях установить в мире новый порядок и о причинах, которые побуждают их это сделать. Похоже, я присутствовал при главной дискуссии между рок-героями и учеными. Участники этой беседы скрывались где-то в тайных местах по всему миру.

Психоз может привести жертву в ужас, вызвать беспокойство и тревогу окружающих. Такой психоз — наиболее очевидный признак шизофрении, однако им сопровождаются и другие психические заболевания. Поэтому для точной диагностики шизофрении необходимы и другие симптомы: например, недостаточная мотивированность поступков, слабо выраженные эмоции, деградация речи. Это «негативные» симптомы шизофрении: существуют и «позитивные», психотические. (Слова «негативные» и «позитивные» здесь не означают оценку, а указывают на беспорядочность мышления и на относительное отсутствие эмоций соответственно.) Шизофрению лечат препаратами, избавляющими от психоза, однако эти лекарства не дают полного исцеления. Большинству шизофреников, несмотря на терапию, всетаки не удается вести независимую, нормальную жизнь, обходясь без внешнего контроля и присмотра.

Как и в случае с аутизмом, наиболее документированная аномалия мозга шизофреников просто обязана иметь какое-то отношение к его размерам. Исследования с помощью МРТ показывают, что у таких больных общий объем мозга уменьшен в среднем всего на несколько процентов. Уменьшение гиппокампа — значительнее, но и оно невелико. Специалисты также получили изображение системы желудочков головного мозга — полостей, наполненных жидкостью. Боковой и третий желудочки у таких больных увеличены в среднем на 20%. Так как желудочки представляют собой, по сути, пустоты в мозгу, их увеличение, возможно, как раз и связано с наблюдаемым сокращением объема собственно мозга. Мысль о том, что какое-то зримое различие все-таки нашли, очень обнадеживает, но эта корреляция слаба. Здесь та же история, что и со статистическими выкладками для аутистов. Диагностика шизофрении для конкретного человека по размерам его мозга, величине гиппокампа или объему мозговых желудочков будет чрезвычайно неточной.

Чтобы по-настоящему продвинуться в лечении аутизма и шизофрении, не помешало бы отыскать четкие, недвусмысленные и неизменные нейропатологии, связанные с этими недугами, подобно бляшкам и тромбам в случае болезни Альцгеймера. Но в мозгу аутистов и шизофреников, как правило, не происходит подобного неуклонного накопления «мусора», они не показывают и других признаков отмирания или дегенерации клеток. Неофренологи предполагают, что в мозгу таких больных существуют некие аномалии, но пока их обнаружить не удалось. В 1972 году нейрофизиолог Фред Плам в отчаянии написал: «Шизофрения — кладбище невропатологов».

Большинство из нас убеждено: различие умов связано с различием мозгов. Но пока доказательств этого утверждения получено мало. Френологи пытались найти доказательство, изучая размеры мозга и его отдельных участков, но лишь недавно МРТ позволила осуществлять эту стратегию как следует. Неофренология подтвердила, что умственно-психические различия между людьми статистически связаны с размерами мозга, выявив слабые корреляции для групп людей. Однако эти различия в размерах не позволяют точно предсказывать гениальность, аутизм или шизофрению для отдельного человека.

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: